Since 1998
Russia
Поиск
Review
Master
Статьи → Новичкам: инструкция, с чего начать!

Новичкам: инструкция, с чего начать!

18 Июнь, 2009

Новичкам

автор: Дмитрий Козлов

Хочется помочь тем людям, кому покажется на?е хобби интересным. Для этого надо дать им некоторую информацию к размы?лению, полезные советы. Самые правильные советы дал на? уважаемый админ сайта, которого можно услы?ать на форуме под ником Speed:

Совет 1: Прийти в клуб на тренировку!
Совет 2: Купить ма?ину для соревнований, посоветовав?ись с нами!
Совет 3: Приходить гоняться! :) Боль?е советов нет.

Для тех, кому эти советы показались непонятными, я ре?ил быстренько написать маленькую статейку-FAQ в форме вопросов-ответов. Если свой вопрос вы не на?ли в этой статейке — значит либо этот вопрос совер?енно не важный, либо вы не новичок.

?так: «Вопросы, которые должны задавать новички, но не всегда задают»

— Автогонки — это моя давняя мечта! Можно к вам?
— Конечно можно! Но сначала надо дочитать эту статью и понять, о чем здесь идет речь.

— Хочу попробовать! А что для этого надо?
— Совсем немного:

1. Сама ма?ина.
2. Аппаратура управления — пульт управления, приемник, рулевая ма?инка («серва»), регулятор скорости («спид-контроллер»).
3. Аккумуляторы — несколько ?тук.
4. Зарядное устройство для аккумуляторов.

Ко всему этому приходится добавлять некоторую кучку запчастей и инструмента для ремонта и обслуживания.

— А я уже купил готовую ма?ину в отделе игру?ек или на рынке.
— Поздравляем! На ней можно целую неделю кружить по квартире. Но становится скучно, хочется найти единомы?ленников, на людей посмотреть, себя показать. Для этого мы и собираемся в Клубе. Каждую пятницу у нас проходят соревнования (этап). Сумма этапов составляет Чемпионат, победитель которого определяется по количеству очков, набранных на этапах, и пользуется безмерным почетом и уважением в Клубе.

А теперь о грустном. Можно прийти в Клуб со своей игру?ечной ма?инкой только для того, чтобы убедиться в следующем:

  • она не желает ехать даль?е чем на 5 метров. Де?манская китайская аппаратура может работать только в квартире, а не в боль?ом помещении, в условиях боль?ого числа помех от других пультов управления. Обиднее всего если ма?ина, потеряв свой и поймав чужой сигнал, разгоняется и со всей дури бьется в стену. Куча обломков. Можно собрать все в коробочку и в течение недели клеить.
  • даже когда она едет, то делает это так медленно, что посоревноваться с кем-то не получится. А в квартире казалось что она просто летает.
  • ударилась о бортик (не в ту сторону повернул) и отвалилось колесо. Заклеил суперклеем, но оно снова отломалось. Запаял паяльником, а оно отломилось теперь в другом месте. Нужна новая деталь. Но она отдельно не продается.
  • аккумулятор кончился. Поставил его заряжаться. Зарядится через пять часов...
  • ребята смотрят как-то сочувствующе-снисходительно и заводят речь о том, что на такой ерунде кататься практически не возможно.

— Так как же быть?
— Дабы почувствовать не горечь по разбитой ма?ине, а радость увлекательного хобби, надо послу?ать что скажут умудренные опытом. А говорят они все одно и то же: — Ездить в Клубе получится только на «нормальных» ма?инах, а не игру?ечных. С хоро?ей аппаратурой. С правильными аккумуляторами и соответствующим зарядником. А далее чуть подробнее.

— «Нормальная» ма?ина, это та, которая и вправду рассчитана на соответствующую жесткую эксплуатацию. Там будет возможность поставить правильный мотор, туда поместятся разре?енные правилами аккумуляторы, она не будет ломаться при первом же ударе в отбойник. Даже если что-то и удалось сломать (это бывает), на нее доступны в продаже отдельные запасные части. Самой распространенной (для начинающих) в на?ем клубе стала модель Tamiya TT-01. Вот ее и следует иметь в виду. Предпочтительнее всего начинать именно с нее, хотя могут быть и другие альтернативы. Но об этом — в другом месте.

— Что такое «хоро?ая аппаратура»? Это такая аппаратура, которая позволит уверенно держать связь с ма?иной в условиях на?его зала. ? здесь кроется неболь?ая засада. Увидев недорогую аппаратуру на глаз нельзя сказать, насколько она хоро?а. Надо проверять в деле. Либо покупать такую модель, которая уже проверена и имеет твердую репутацию (положительную!).

— Без аккумуляторов ма?инка не поедет. Богатство выбора может запутать начинающего. Начнем с самых старых. Это Никель-Кадмиевые (NiCd) аккумуляторы. Они имеют невысокую емкость (до 2200 мА/ч), допускают безобразное отно?ение к себе и имеют сме?ную стоимость. Быв?ие в употреблении аккумуляторы можно взять либо задаром, либо по символической цене в 100 рублей. Не вздумайте покупать их дороже, даже новые! Конечно, они неконкурентноспособны, чемпионом на них не стать. Зато они не пробьют дыру в кармане и позволят начать ездить. Для полноценного катания всю пятницу потребуется от трех до пяти аккумуляторов. Для неполноценного — хватит и двух.

Далее идут Никель-Металлгидридные (NiMh) аккумуляторы. Емкость от 3300 до 4800 мА/ч. Аккумуляторы 3300 производства GP очень живучи. Только сли?ком тяжелые. ?меют ряд тонкостей в эксплуатации, о чем луч?е расспра?ивать бывалых, а я здесь писать не буду. Добавлю, что купить б/у аккумуляторы можно по цене 100-200 рублей. Покупать новые аккумуляторы в магазине — деньги на ветер. ?х потребуется, так же как и кадмиевых, от трех до пяти ?тук.

А на вер?ине на?его хит-парада сейчас Литий-Полимерные (LiPo) аккумуляторы. Они весьма емкие (от 3300 мА/ч) и очень легкие. С ними легко и приятно обращаться, но тоже есть куча тонкостей, о которых луч?е спра?ивать стар?их товарищей либо рыться в просторах интернета. ?меют они один недостаток — стоят денег. Хотя и далеко не тех, которые совсем недавно мы отдавали за МеталлГидриды. Но ориентироваться надо на цифру около 1500-2000 рублей за аккумулятор. Зато и надо их две или три ?туки для комфортного катания. Осталось осветить вопрос с зарядниками. Тут дело темное. «Нормальные» люди обычно имели дело только с простыми «медленными» неинтеллектуальными зарядниками, которые заряжают аккумулятор от 2 до 12 часов.

А нам надо быстро. Конечно, можно зарядить дома, не спе?а, 5 аккумуляторов и прийти с ними. А можно пользоваться специальными «быстрыми» зарядниками и заряжаться по мере необходимости за 30-60 минут. Только такие зарядники опять же стоят денег. С зарядниками для кадмиевых и гидридных аккумуляторов опять же есть два пути: купить новый или поискать б/у. Перед покупкой советую проконсультироваться у стар?их товарищей. Предпочтения отдавайте самым де?евым вариантам просто потому, что тратить деньги на такие зарядники не стоит, будь они хоть неимоверно круты. Ведь все равно очень скоро (может быть) пересядите на Литий-Полимеры, а для них, скорее всего, потребуется другой зарядник. Хотя есть модели, которые заряжают все что угодно, но стоят они не гуманно.

Литий-Полимерные аккумуляторы надо заряжать только соответствующими зарядниками, а иначе беды не миновать. Вообще по аккумулятором следует дополнительно порыться в интернете. Если я начну писать об всяких особенностях аккумуляторов и зарядников (а я на это мастер), то никогда не закончу эту статью. Только еще одно отступление. Как правило, нормальный зарядник сам не втыкается в розетку. К нему еще дополнительно нужен блок питания, способный выдать нужное напряжение и ток. ? здесь есть тоже разные варианты. Купить фирменное — безумно дорого. Купить что-то подходящее — заметно де?евле. А можно сделать самому!

— Осталось добавить что ко всему вы?еперечисленному (ма?инка, аппаратура, аккумуляторы и зарядник) потребуются кое-какие инструменты для мелкого ремонта и обслуживания, какой-то набор запчастей (новички любят ломать ма?ины, хотя и чемпионы не прочь разбиться), и боль?ая сумка для всего этого добра.

Hudy

— Как сложно! А можно купить все одним набором?
— Можно! Японцы придумали для таких случаев наборы RTR (Ready To Run). Для ленивых или несмелых. ? вроде как не дорого, для ?асси такого класса. В комплекте идет самая простецкая аппаратура. Опыт показал, фукционирует она вполне приемлемо (хотя луч?е сказать она имеет ряд функциональных упрощений), но  многократно луч?е безымянных китайских поделок.
RTR Tamiya TT-01

— ? сколько этот RTR стоит?
— В на?их (Новосибирских) магазинах этого нет. ?скать в Москве — не самое подходящее ре?ение по деньгам и надежности. Остается вариант заказа через интернет, хоть и долго и боязно по-первой. Ориентируйтесь на сумму ~$200-250 + доставка $50-70

— А если покупать все раздельно, но того качества, которое советуют бывалые перцы?
— Пожалуйста, вот список:

  • ?асси Tamiya TT-01, с кузовом и спид-контроллером — от $90 до $118
  • аппаратура (пульт, приемник, сервома?инка) — от $50 до $77
  • аккумулятор LiPo 3600 — $45
  • зарядник LiPo — $50
  • блок питания, около 300 — 1 000 рублей.
    Только надо добавить что потребуется дополнительно разориться на хоро?ую резину (в комплекте идет скверная, это же касается наборов RTR), покрасить кузов (а краска должна быть не абы какая и стоит денег) и запастись наиболее часто ломаемыми запчастями.

— Круто! А я вот нарыл в интернете такууую тачку! «Болуянг-ФА007»! (название вымы?лено, не пытайтесь искать его в продаже!). Смотрится в сто раз круче ТТ?ки, в комплекте идет подсветка днища и стоп-сигналы. На их сайте написано что производитель — самый крупный в провинции Сычуань, год гарантии, бесплатная доставка. ? де?евле на $10.
— На такие вопросы хочется написать: «Ха-Ха-Ха!» Увы, подсведка днища и стоп-сигналы не дают никакого преимущества в гонке, а оплачивать приходится. Но надо быть серьезным и дать развернутый ответ устами (руками?) признанного на?его авторитета ZMZ, ему слово:

«... главное попадалово — на запчасти. Уровень этой телеги может чуть вы?е чем у ТТ-01, но пока учи?ься азам руления, это и не важно.
На ТТ?ку запчасти достать проще, но самое главное — они есть у постоянных визитеров клуба, то есть, если что-то сломается на трассе у нас, тебе не придется посылку ждать с деталю?ками 2 недели (за это время все желание кататься может зачахнуть), а скорее всего прямо на месте и помогут.
Ну а потом всегда можно купить что-то поинтереснее, но это уже когда придет понимание — надо оно тебе вообще или нет.»

— Тогда какие есть варианты сэкономить?
— Очень простой вариант — купить быв?ее в употреблении. Кто-то бросает это хобби, потому что нет времени и сил, кто-то покупает новое и крутое профессиональное оборудование. Конечно, теоретически есть вариант нарваться на заезженный хлам, но на то и даны глаза (что бы смотреть) и у?и (что бы слу?ать). В пол-цены продаются совер?енно исправные ?асси. Сильно езженные — за четверть. Но надо сразу оценить стоимость и возможность их восстановления до приемлемого уровня. Можно присмотреть и не простенькую ТТ-01, а что-то покруче, только для новичков этот вариант нежелателен, нужен серьезный склад запчастей. Аналогичная ситуация с аппаратурой. При этом, покупая аппаратуру с рук, появляется возможность договориться с продавцом о какой-либо гарантии, проверить аппаратуру в действии в реальных условиях, а не в магазине. Хуже с аккумуляторами. Липо?ки в пол-цены никто еще не продает. Зато кадмиевых и гидридных батарей полно по бросовым ценам. Но надо параллельно ре?ать вопрос с зарядником, чтобы не тратить впустую деньги на новый.

— ? что даль?е?
— Вообще-то сейчас надо было задать вопрос: «Так с чего же начать?» А начинать надо с того, что перечитав на? сайтик, посмотрев еще на других сайтах полезную информацию, надо прийти к нам в клуб и посмотреть. Познакомиться. Напоминаем, что собираемся мы почти каждую пятницу, сверяйтесь с расписанием! Здесь есть схема проезда к нам в клуб. Дополнительные вопросы можно задать на форуме.
Если после первого знакомства появилось желание к нам присоединиться, то это хоро?ий повод отправиться опять же на форум и узнать кто и что там продает. Еще луч?е — сделать то же самое в очередной визит в пятницу и огласить свои планы. Дело в том, что не все следят за форумом или выставляют на продажу свое имущество. Может возникнуть неожиданное море предложений! Все зависит от бюджета. Доверьтесь кому-либо из «старичков» (поверьте, это все достойней?ие и уважаемые личности) и соберите работоспособный комплект. Частенько вместе со старым ?асси отдается кучка запчастей и старых корпусов. Это все хозяйство нужно вместе соединить, причесать, облизать и можно в бой!

Новичкам

— Это все?
— Нет. На? клуб — добровольное объединение. Ппостоянные члены клуба обязаны платить членские взносы. На сегодня?ний момент система следующая: Если оплачивае?ь разовое посещение — то за одно посещение 300 рублей. Месячный абонемент — 1000 рублей. О скидках военнослужащим, ?кольникам и студентам можно договориться отдельно. Месяц начинается с первого числа, может в нем будет ли?ь три пятницы, а может и пять. Если нет денег на взносы — то луч?е не приходить.
Кроме того, членам клуба приходится участвовать в обязательной процедуре выкладывания и собирания трассы (что значит эта фраза — вы узнаете при первом полноценном посещении).

— Какие затраты еще меня ждут?
— Денег потратить можно море! Были бы деньги. Но, может быть, деньги придется тратить на следующее:

— Колеса (резина и диски). Это вроде как расходный материал. Но на малых скоростях она сна?ивается не сильно и вполне может хватить одного комплекта на год катания.
— Кузова. Да, та красивая скорлупка, на которую в первую очередь смотрят новички, и степень крутизны ма?ины оценивают по модели и красоте раскраски которой — является банальным и часто сменяемым расходником. Его задача — прикрывать ?асси от вне?них неурядиц. Разбивается он быстро. В неопытных руках — очень быстро. Не вздумайте надевать новый кузов, не научив?ись сносно рулить. Возьмите старый, попросите у стар?их.
— Дополнительные батарейки. Покатайтесь месяц-два, созрейте для дополнительных аккумуляторов либо перехода на Литий-Полимеры.

— Я подумаю. Уточните распорядок гонок.
— На? «гоночный викэнд» начинается в пятницу в 17-00 и заканчивается после 22-00. Это довольно поздно. Многие члены клуба приезжают на своих авто в мас?табе 1:1, поэтому могут вечером подбросить хотя бы до метро.

Обязательно смотрите расписание соревнований!

Технические требования к моделям

Любое ?асси в мас?табе 1:10, любая АКБ с напряжением 7.2-7.4В. Двигатель только 540 тип (в народе «железяка», к примеру тот что идет по умолчанию в Tamiya TT-01). Ограничение по весу: не менее 1300 грамм в боевом состоянии для ?асси Tamiya TT-01 и 1350 грамм для всех остальных типов ?асси. Время гонки 7 минут.

Клубные соревнования